На пологом песчаном мысу в западной части города-курорта Евпатория высится пятидесятидвухметровая башня маяка. Для лучшей наблюдаемости с моря устремлённый в зенит железобетонный перст, увенчанный стеклянным фонарным отсеком, раскрашен чередующимися красными и белыми поперечными полосами. Маяк не только ориентир судам, следующим в евпаторийский порт, но и ограждающий знак мелководного каменного рифа, простирающегося от мыса Евпаторийский до мыса Карантинный — северозападной оконечности Каламитского залива.
Впервые всерьёз о необходимости маяка па евпаторийском мысу заговорили в начале XIX в. По предложению главного командира Черноморского флота адмирала И.И. Траверсе 4 мая 1803 г. Адмиралтейств-коллегия приняла решение о строительстве в Кезлёве каменного дневного маяка, но начавшаяся полоса войн с Персией (1803-1813), Францией (1804-1807), Турцией (1808-1812) и Англией (1807-1812), а затем Наполеоновское нашествие не позволили реализовать задуманное. К середине XIX в. район евпаторийской бухты и прилегавших к ней западных мысов считался одним из самых опасных на всём крымском побережье. Ежегодные катастрофы (в иные годы до десятка судов) требовали принятия неотлагательных мер. И опять помешала война. 1 сентября 1854 г. более сотни неприятельских кораблей вошли и стали па якоря в евпаторийской бухте. Гребная шлюпка доставила па берег двух штаб-офицеров английского и французского флотов. Там парламентёры через переводчика передали па имя коменданта порта гербовую бумагу, извещавшую: «...так как Евпатория город обезоруженный», то они объявляют, что, «не намереваясь причинить какой-либо вред, имеют только вступить и занять его своими войсками для квартирования». Как сообщают архивы, па это требование «исполняющий должность коменданта города Евпатории майор Броницкий возражения не сделал и предположил отступить с вверенным ему батальоном от Евпатории, к которому и карантинная стража примкнулась». По этому поводу британская газета The Illustrated London News писала: «...Евпатория будет всегда притягивать к себе исторический интерес, будучи первым портом, где высадились войска. ...Было бы желательно, заняв Евпаторию, впоследствии из неё получать поставки». Высадив на берег армию (62 тыс. солдат, 134 полевых и 73 осадных орудий), союзники двинулись к реке Альма, где 20 сентября в ожесточённом бою нанесли первое крупное поражение российским войскам. Так началась знаменитая Крымская военная кампания (1854-1855), стоившая России жизней выдающихся флотоводцев П.С. Нахимова, В. А. Корнилова, В.И. Истомина, десятков тысяч солдат, матросов, офицеров, практическому уничтожению города Севастополя и потери большей части кораблей Черноморского флота... Вскоре после завершения военных действий и подписания Парижского мирного договора (18 (30) марта 1856 г.), лишавшего Россию права содержать в Чёрном море военный флот, купцы Евпаторийского общества пароходства и торговли обратились с челобитной о строительстве маяка к начальнику Гидрографического департамента. Питерские морские чиновники, представляя Крым как рай земной, где всегда тепло и светит солнце, а море сплошная лазурь — ничтоже сумняще- ся в конце 1859 г. закупили в Англии типовую каркасную металлическую башню. Представляла она собой четыре железных стойки, связанных диагональными раскосинами с четырьмя открытыми промежуточными площадками и восьмигранным фонарным сооружением, увенчанным медным куполом. Нижняя часть каркаса, обшитая досками, служила хозяйственным отсеком. Во Франции приобрели катодиоптрический светооптический аппарат (преломляющая оптическая система с рефлекторами — отражателями) с лампой Арганда, работавшей па сурепном масле. И уже 1 августа 1861 г. маяк высотой 15 м начал действовать. Светил он постоянным белым огнём с проблесками через каждую минуту. Огонь маяка в безоблачные ночи отчётливо наблюдался с палуб кораблей на удалении 8,5 морских миль. Рядом с башней для маячников построили жилой дом и службы, хранилища продовольствия и топлива. Маячный городок обнесли прочной каменной оградой. Мера нелишняя, поскольку в ту пору па многие мили окрест пе было жилья, а по ночам в степях промышляли бандитские шайки. В конце 1870-х гг. на маяке поселился приехавший в Крым из Средней Азии известный естествоиспытатель и историк В.Г. Пьянков. Здесь он начал проводить регулярные метеонаблюдения, обучая вахтенных премудростям измерения температуры, давления, влажности воздуха, силы и направления ветра, количества осадков и интенсивности испарения. Результаты учёный тщательно обрабатывал, анализировал и издавал небольшими брошюрами, позднее объединив их в книгу «Климат Евпатории. 1891-1902», сразу же ставшую библиографической редкостью.
Однако вскоре стало ясно, что наспех закупленные за границей маячная башня и оптическая система не годятся для евпаторийских условий. В жаркие летние дни металл раскалялся до невозможности, песок, подхваченный ветром, набивался во все щели, портил дорогостоящие приборы и оборудование, а осенью и зимой пронзительные затяжные норды с дождём и мокрым снегом превращали подъём в фонарный отсек по крутым металлическим трапам в пытку. Много проблем создавала и лампа Арганда. Сурепное масло летом разжижалось и текло, как вода, а зимой застывало, и огонь часто гас. Кроме того, оказалось, что огни Евпаторийского и Херсопесского маяков имеют одинаковую световую характеристику, и капитанам судов трудно ориентироваться. Этот недостаток устранили быстро: с 1 января 1863 г. огонь Евпаторийского маяка сделали постоянным с белыми и красными проблесками. Сложнее оказалось решить вопрос с реконструкцией маячной башни. В итоговом отчёте за 1867 г. директор Гидрографического департамента, почётный член Российской академии наук, вице-адмирал С.И. Зеленой сообщал: «...в зимнее время правильное освещение маяка поддерживается с большим трудом, особенно тягостно Евпатории год от года росла, и Гидрографический департамент вновь ходатайствует перед Морским министерством о выделении средств на реконструкцию маяка. Морской министр обещал помочь, но тут случилась очередная (1877-1878) Русско- турецкая война.
Полуразрушенная маячная башня представляла жалкий вид. Все строения городка лежали в руинах. Восстанавливать маячное хозяйство пришлось новому поколению маячников — Ивану Григорьевичу Сарьяпу, Михаилу Михайловичу Агапову и Григорию Антоновичу Антонову. Первостепенной задачей являлось обеспечение навигационной безопасности ночного судоходства и противоминного траления в районе Евпатории. Поэтому к возведению жилья и хозяйственных служб приступили лишь после того, как, восстановив маячную башню, зажгли огонь. Весь быт маячников в это время состоял из нескольких палаток, полевой кухни и бочки с питьевой водой. Лишь в 1955 г. рядом с ветераном построили новый кирпичный восьмигранный двадцатиметровый маяк с дальностью видимости электрического огня 13 миль. Но город быстро рос. Многоэтажные санатории и жилые дома прибрежной полосы мешали падёжному гидрографическому обеспечению мореплавания. Военные строители в 1970 г. рядом с действующей башней возвели пятидесятидвухметровую железобетонную, а гидрографы оснастили её современным светотехническим оборудованием. Сегодня дальность видимости белого проблескового Евпаторийского огня составляет 20 миль, а его радиопозывные «ЕЯ» (• • — • —) штурманы кораблей отчётливо слышат с расстояния 150 миль от родного порта.
Фонарь евпаторийского маяка
Вход в фонарное сооружение
Аппаратура включения огня
Во всех цивилизованных странах, понимая уникальность таких сооружений, отслужившие башни превращают в музеи, рассказывающие многочисленным туристам об истории мореплавания, маячного дела, славных и трагических событиях жизни маяков и их обитателей. У нас же отслужившие евпаторийские маячные башни... взорвали, видно посчитав, что ни нынешним, ни будущим поколениям совсем не интересно знать многовековую морскую историю своего государства...
Сергей АКСЕНТЬЕВ.
Печатается с любезного разрешения автора. Статья вышла в журнале Техника молодежи №07/2012