С давних веков, плывущие под парусами по Балтике суда по пути в Гданьск, наталкивались на своём пути на препятствие в виде тридцатикилометровой косы, которую они должны были огибать. На оконечности косы они очень часто теряли ориентацию и оказывались на мелях, которые окружают мыс. Со времени когда на Хеле поселились люди, разжигание огней как знаков для плывущих на море судов стало основным (кроме рыболовства) занятием жителей этих земель.
История хельских морских маяков начинается нескольких веков назад от несуществующего уже поселения, называемого «Старым Хелем», которое лежало около 2 км к северо-западу от сегодняшнего посёлка Хель. Старая хроника упоминает огонь, зажигаемый на башне старого костела (XVI в). Его башня четырёхугольной формы имела 116 стоп высоты (около 34м), снаружи она была покрыта свинцом, а внутри латунью. В её верхней части было восемь застеклённых окон, через которые видно было с моря пылающий огонь. Старое поселение и башня костёла сгорели в пожаре 1572г. После пожара поселение стало строиться на новом месте. В 1638 году местные мореплаватели обратились к городским властям Гданьска с просьбой о постройке на мысе нового маяка. Магистрат пригласил к себе представителей местного населения и по выслушиванию всех аргументов положительно рассмотрел их петицию. После 1640 года на мысу зажигается огонь на деревянной подъёмной конструкции, источником света которого был угольный очаг. Огонь горел ежегодно в период с 24 августа по 3 мая. Его пламя было видно на расстоянии даже 6 миль от берега. В 1667 году деревянную конструкцию уничтожил пожар. Решением Магистрата маяк был опять отстроен, но в этот раз значительно улучшена его конструкция. Такие конструкции давних маяков были приближены к колодезному журавлю.
Маяк деревянной конструкции с подъёмным огнём
Маяк-журавль с так называемым «горшком Вулкана»
В 1702 году - в этот раз мощный шторм - уничтожил также эту современную на те времена конструкцию. Поскольку судоходство в этом районе Балтике было все время опасным, был построен новый маяк. Но маяки на Хеле по-прежнему оставались конструкциями, выполненными из древесины. Они не были долговечными зданиями, и риск пожара угрожал им ежедневно. Записи в костёльных книгах говорят о построении маяка в 1763 году, а также принятом вскоре решении, чтобы от 1790 года «helska bliza»(bliza-кашубское слово, означающее маяк) по образцу зарубежных светила бы на протяжении целого года. Невзирая на выполнение своей функции, планируется уже в то время перенос её в более удобное место (более удаленное от береговой линии) и постройка дома для смотрителя маяка. В 1790 году прибыла на Хель специальная комиссия, которая выбрала одну из дюн, расположенных к востоку от прежней конструкции, как место построения нового маяка вместе со скромной квартирой для лица его обслуживающего. Свет должен был на нём гореть с тех пор ежедневно - от захода до восхода солнца. Однако новая конструкция по-прежнему была столбом - журавлем, на котором подвешивается казан.
Смотрителем маяка стал гданьский мещанин Карл Эрнст Голхен (Carl Ernst Golchen) – до этого корабельный плотник, который 22 августа 1790 года зажег первый огонь. Средства, выделенные для построения и содержания нового маяка покрывала называемая "маячная оплата", которая взималась с каждого входящего судна к гданьскому порту. Свет можно было поднять на нём на высоту всего лишь 6-8 метров. Поскольку на Хеле существовал риск, что свет будут заслонять короны все время растущих деревьев, были вырублены вокруг него просеки в трех важнейших направлениях: на восток, в направлении Вислоустья и Оксыве (сейчас местность в Гдыне). Остатки именно того маяка открыты в 1935 году вблизи несуществующего уже сегодня пансионата "Polonja"(нем. Kurhaus).
Постройка первого каменного маяка на Хеле начата в 1806 году. Наполеоновские войны прервали эти работы на много лет, поэтому готовая башня была сдана в эксплуатацию лишь в 1826 году. Рядом с ней возник одновременно комплекс жилых домов для смотрителей маяка и их семей вместе с хозяйственными зданиями. За самой башней построено также небольшое служебное здание. Новый маяк не стал однако точно на месте своего предшественника, а ближе к крайней дюне (54°36'06''N и 18°49'04'' E). Это была стройная круглая, свыше 41-метра высотой башня из обожженного кирпича, окрашенная в белый цвет. Высота огня составляла 37,6 м.
Предвоенная открытка с видом маяка и домом смотрителя (1928г).
На верх башни вели 180 ступеней, а латерна (помещение фонаря) увенчана конусовидной крышей и окрашена была в темно-зеленый цвет. Первый свет засветил на маяке вечером 1 августа 1827 г. В латерне находилось 6 ламп с рефлекторами, в которых сгорало рапсовое масло. Свет нового маяка наблюдался уже из расстояния 17 морских миль и имел следующие характеристики: свет- 30 сек.,темнота-30 сек.,период-1 минута. К сожалению деревья частично его заслоняли. Потому суда, которые вышли из дальности видимости маяка в Розыве, а ещё не видели маяк Хель -разбивались на мелях между Ястарней и Хелем. Такие случаи стали основанием вынесения решения о построении следующего нового маяка в Jastarni Borze(1872-1939).
В 1903 году около каменного маяка Хель была установлена пушка, которая холостым выстрелом каждые 4 минуты предупреждала о появлении тумана. Но 8 декабря 1910 года произошёл трагический случай и тогдашний смотритель маяка по фамилии Май погиб от взрыва во время выполнения одного из этих выстрелов. До сегодняшнего дня около маяка находится памятник из камней, который напоминает о его трагической судьбе. Памятник выполнен из каменной ступени старого "белого" маяка, но почему-то указан 1905 г.
В 1926 году фирма «Pintsch” установила на маяке нефтяную лампу, а также 4 новые линзы. С 1929 года маяк имеет вид белой башни с двумя широкими красными полосами. Такая расцветка являлась предостерегающим знаком для пролетающих над этой местностью самолетов. Лишь к концу 1938 года к маяку был подведён электрический свет.
Вид маяка в 1929-39гг.
Хель на старой карте.
В конце тридцатых годов источником света на мысе была лампочка силой в 3000 ватт. В этой лампе размещались 3 нити накаливания по 1000Вт. Каждая. Это давало уверенность в том, что свет не погаснет если перегорит одна или даже две нити. В 300 м к северу от маяка стала сигнальная мачта. Так называемый «хельский семафор» показывал силу и направление ветра через изменение угла наклона своих плеч. В расположенных ниже указателях можно было узнать актуальное направление ветра в соседних местностях. В изданном в 1924г. «Проводнике по поморскому воеводству» можно прочитать о маяке: «…Морской маяк стоит к востоку от посёлка Хель, на побережье Балтийского моря, а около него сигнальная станция. Посещать его можно весь день за оплату в один злотый. Внутри 180 ступеней на галерею, откуда прекрасный вид на море, полуостров Хель и сереющую на горизонте сушу. Видны возвышенности над Гданьском, Оливой и Сопотом, а при хорошей видимости через лорнет можно распознать костелы Гданьска, увидеть костёльную башню в Пуцке и морской маяк в Розыве. В конечном итоге вокруг видно море и суда, которые плывут по нему, как бы ты был на острове. С момента заката солнца зажигается фонарь, а свет производят 6 ламп, которые вращаются на протяжении 3 минут вокруг общей оси. Следствием этого они дают посменно свет и тень. Поскольку на Хеле осенью и зимой безумствуют ужасными шторма, должны были морской маяк построить очень крепкий, а его стены имеют у основания 2 м. толщины.Вопреки этому маяк колеблется во время бури и согласно показаниям специального прибора, его отклонение от вертикали составляет иногда больше чем 20 см. Недалеко от маяка стоит семафор для указания направления и силы ветра, а южнее расположена сигнальная станция, где во время густого тумана даются каждые 4 минуты пушечные выстрелы.»
В сентябре 1939 г. во время военных действий командующий укрепрайона Хель, адмирал Владимеж Стейер, принял решение о подрыве маяка, чтобы лишить немецких артиллеристов отличного ориентира. Его приказ был выполнен 19.09.1939 г. в 13.30.Так II мировая война положила конец первому каменному маяку на Хеле.
Так как маяк в этом месте был необходим для безопасного плавания военных кораблей и судов, немецкие оккупационные власти приняли решение о его постройке. Проект маяка был утверждён в Берлине 10.05.1941 г. В 1942 году жители полуострова в течение 7 месяцев построили новый маяк, который расположился в 10 метрах к юго-востоку от фундамента своего подорванного предшественника. С самого начала новый маяк был обеспечен электрическим током, а башня имела план восьмиугольника. Её высота составляет 41,5 м и выложена из темно-красного облицовочного кирпича. Источник света(1000-ватная лампочка) находится на высоте 38,5 м над уровнем моря, а её дальность видимости составляет 17 морских миль. В латерне установлена на основании высотой 1м линза Френеля III класса высотой 1400мм и диаметром 500мм. После окончания боевых действий, маяк вновь начал свою работу 1.06.1945г. Характеристика огня была следующей: свет-4 сек., темнота -6 сек., период-10 сек. С 1957 года маяк выполняет также функции радиомаяка и имеет познавательный сигнал "HL"(по азбуке Морзе). С момента постройки и до наших дней внешний вид маяка не претерпел сильных изменений и на верх башни по-прежнему ведут 197 ступенек. В 1989г. на вершине башни установлена радарная антенна системы контроля движения судов. В 1992 на маяке были произведены ремонтные работы и заменена крыша латерны. Снятый старый шпиль с громоотводом украшает сейчас двор соседнего дома. У подножья башни заслуживает внимания старинная усадьба дома смотрителей маяка. Вместе с хозяйственным сараем, агрегаторным помещением и бункером-подвалом на запасы рапсового масла она служит с начала XIX века. На правой стороне снаружи можно увидеть сохраненное здание электростанции, которое содержит силовые агрегаты. Ежегодно тысячи туристов посещают в летний сезон (май-август) этот прекрасный уголок польского побережья и конечно бывают на маяке. Адрес: ul. Bałtycka 484-150 Hel тел. (58) 675 06 17 . Цена билета-6 злотых (2012г).
Маяк в 2012г. (фото автора)
Список использованной литературы:
M.Czerner “Latarnie morskie polskiego wybrzeza” Poznan, 1986