Валентин СМИРНОВ, капитан 1-го ранга
"С.-Петербургские ведомости" Выпуск № 104 от 08.06.2007
"...Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.
Однако в последующие 100 лет маячное дело развивалось бессистемно: государственные маяки содержались «по остаточному принципу». Адмиралтейств-коллегия была завалена жалобами капитанов российских и иностранных судов на опасность плавания в Финском и Рижском заливах. Поэтому в 1801 году Морскому ученому комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела. Морской офицер Леонтий Васильевич Спафарьев (1766 – 1847) одним из первых представил проект, который был рассмотрен лишь спустя четыре года.
Официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». В нем предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять – восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре и занял 42-летний капитан 2-го ранга Л. В. Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, «до совершенства».
В 1837 году «устройство и надлежащее содержание маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и других предостерегательных знаков» было возложено на только что созданный Гидрографический департамент. Количество маяков в империи увеличивалось год от года, и все равно их не хватало. В 1868 году один маяк приходился на
115 верст российского побережья (для сравнения: во Франции плотность маяков была выше в десять раз).
В годы вражеских нашествий маяки одними из первых подвергались атакам с воды, земли и воздуха. Так было в 1914 – 1918 гг., так было и в Великую Отечественную войну. Урон маякам был нанесен огромный!
Послевоенный период в истории маячного дела стал наиболее плодотворным. В 1950 – 1985 гг. количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423. В то же время произошло качественное улучшение маячной аппаратуры..."
Капитан 1 ранга Василий Прудыус, начальник гидрографической службы Черноморского флота
Публикация газеты "Флаг Родины" (8.06.2007 г. № 101)
Сегодня исполняется 200 лет со дня утверждения императором Александром I "Положения о содержании маяков и штата маячной команды". Этот календарный рубеж по праву можно считать официальной датой создания маячной службы в России.
"Для лучшего наблюдения за содержанием в надлежащем устройстве и за исправным освещением как неподвижных, так и плавучих маяков на Балтике" была учреждена особая должность директора маяков. При нем, по особому штату, положены были два помощника и "письмоводец", а на местах особые смотрители из классных чиновников, по одному на каждом, "с потребным числом служителей из нижних чинов морского ведомства, которые должны были оставаться при этих местах бессменно до отставки".
Сегодня исполняется 200 лет со дня утверждения императором Александром I "Положения о содержании маяков и штата маячной команды". Этот календарный рубеж по праву можно считать официальной датой создания маячной службы в России.
"Для лучшего наблюдения за содержанием в надлежащем устройстве и за исправным освещением как неподвижных, так и плавучих маяков на Балтике" была учреждена особая должность директора маяков. При нем, по особому штату, положены были два помощника и "письмоводец", а на местах особые смотрители из классных чиновников, по одному на каждом, "с потребным числом служителей из нижних чинов морского ведомства, которые должны были оставаться при этих местах бессменно до отставки".
Затем появились маяки на Балтике: в 1719 г. – Толбухин, в 1723 г. – Кери, в 1724 г. – Пакри, Верхний и Нижний Гогландские и другие.
На Черном море первые маяки, Херсонесский и Тарханкутский, были построены в 1816 году, но начали освещение 16 июня 1817 года после установки фонарей-рефлекторов, доставленных из Санкт-Петербурга директором Балтийских маяков Л. Спафарьевым.
На Черноморском флоте Дирекцию маяков, очевидно, создали в 1817 году, так как именно в это время директором маяков был назначен переведенный с Балтийского флота капитан-лейтенант М. Берх. Более 30 лет он отдал гидрографии, а в 1851 году, после смерти М. Лазарева, его назначили главным командиром Черноморского флота и портов. В 1852 году Берх получил звание адмирала.
Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей отвечала, главным образом, за работу маяков, навигационных знаков, огней и плавучих предостерегательных знаков. В ее подчинении находились создаваемые в отдельных портах и акваториях лоцмейстерские дистанции. Это были организации, напоминающие современные гидрографические районы и участки.
В разные годы на Черноморском флоте действовали лоцмейстерские дистанции: Днестровская, Бугско-Днепровская, Севастопольская, Керчь-Еникальская, Азовская, Потийская, Очаковская, Геническая и другие. Для обеспечения безопасного входа в Севастополь, который еще в 1804 году был избран главным военным портом на Черном море, в 1820 году построили два Инкерманских маяка. В том же году на мысе Фонарь для обеспечения входа в Керченский пролив с севера был сооружен Еникальский маяк.
В 1827 году были построены Одесский и Тендровский маяки.
В 1832 году на возвышенности мыса Таклы (Такиль) был построен Таклынский маяк, освещавший вход в Керченский пролив с юга.
В 1835 году построены Айтодорский и новый Белосарайский маяки. (Старый – деревянный Белосарайский маяк, построенный в 1811 году, пришел в негодность).
В 1838 году начал действовать Бердянский Нижний маяк. В 1845 году на оконечности Карантинного мола в Одессе появился очередной Карантинный маяк.
Кроме маяков, в отдельных пунктах побережья устанавливались приметные знаки. Опасные места и фарватеры ограждались вехами и бакенами, а у Кинбурнской косы в Днепро-Бугском лимане и у Долгой косы в Азовском море выставлялись плавучие маяки.
Ко времени издания первой русской лоции Черного моря (1851 г.) на русских берегах от Дуная до Керченского пролива действовало всего 12 маяков, Кавказское побережье в то время не имело ни одного.
Более интенсивное развитие маячного дела на Черном и Азовском морях началось в 60-х годах XIX столетия.
1 августа 1861 года начал действовать Евпаторийский маяк, железную башню которого прислали из Англии, а осветительный аппарат – из Франции.
В 1863 году был установлен на Русской косе маяк Свято-Троицкий.
8 ноября 1863 года вместо уничтоженной в 1854 году деревянной башни построен очередной маяк и установлен на оконечности Карантинного мола в Одессе. Он был назван Воронцовским в честь бывшего новороссийского и бессарабского генерал-губернатора М. Воронцова.
В 1864 году закончилась установка маяков в Поти и Сухуми. Чугунная башня Потийского маяка была доставлена из Лондона, железная башня Сухумского маяка – из Парижа. Обе башни высотой 100 футов устанавливались на винтовых сваях, Сухумский маяк был построен за 150, Потийский – за 97 рабочих дней. Их башни надежно служат до сих пор.
Команды, составлявшие прислугу на маяках, обычно комплектовались из так называемой маячной роты 4-го ластового экипажа. Грамотных среди них было очень мало, большинство не могли качественно обслужить маячную аппаратуру и механизмы.
Для более надежного обеспечения действия маяков и огней было предложено перейти на комплектование их наемной прислугой. Впервые "вольнонаемники" появились на Айтодорском и Херсонесском маяках в июле 1865 года. В последующие годы переход на вольнонаемную команду был завершен на всех маяках.
Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода.
Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, если огонь был проблесковый – следили за действием вращательных механизмов.
В 1898 году по инициативе жены действительного статского советника Евдокии Николаевны Руковишниковой и на ее средства на мысе Ильи у Феодосии был установлен в деревянной будке огонь с белыми и зелеными проблесками. Недалеко от огня построили каменный жилой дом для маячной прислуги. Так был основан Ильинский маяк.
Маячное дело в России постоянно совершенствовалось и находилось на уровне ведущих мировых держав.
В числе первых электрическое освещение появилось на русском Одесском маяке.
На 1 января 1917 года в ведении Дирекции маяков и лоций Черного и Азовского морей находилось 86 береговых, 6 плавучих маяков. Кроме того, под наблюдением Дирекции находилось более 200 огней, состоявших в ведении различных министерств и ведомств.
Первая мировая и гражданская войны тяжело отразились на состоянии навигационного оборудования. Маяки несколько лет не ремонтировались, поэтому часто выходили из строя, значительная часть их была разрушена. На многих маяках были повреждены светооптические аппараты, отсутствовали источники света, ощущался большой недостаток в подготовленном обслуживающем персонале. Только после создания Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Черном и Азовском морях (Убекочерназ) 14 декабря 1920 года началось восстановление системы навигационного оборудования, которое в основном было закончено в 1923 году.
Произошла реорганизация маячной службы: упразднена Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей. В 1935 году Убекочерназ преобразовали в Гидрографический отдел Черноморского флота. В 1939 году лоцмейстерские дистанции преобразовали в гидрографические районы, а лоцмейстерства – в гидрографические участки. На флот стала поступать отечественная аппаратура, в том числе и радиомаяки.
С началом Великой Отечественной войны пришлось погасить практически все навигационное оборудование. Но задача обеспечения безопасности плавания кораблей и судов флота осталась. Она только усложнилась из-за минной опасности и противодействия сил противника. Штатное навигационное ограждение было переведено в разряд манипулируемого с разработанными вариантами режима горения, характера, цвета огня и схем управления. Личный состав манотрядов и групп совместно с маячниками обеспечивал минные постановки, проводку кораблей в осажденные Одессу и Севастополь, он участвовал во всех десантных операциях флота.
Героизм во время обороны Севастополя проявили маячники Херсонесского, Переднего и Заднего Инкерманских маяков: А. Дударь, его жена М. Дударь, Фролов, Шевелов, Алисов, Редькин, супруги Чудимовы, А. Павлов, А. Свириденко и другие. Весь штатный состав Заднего Инкерманского маяка погиб в убежище от прямого попадания крупнокалиберной бомбы. Вместе с маячниками А. Павловым, Иващенко и его семьей погибли старшины и краснофлотцы манотряда (всего 28 человек).
Героический Херсонесский маяк неоднократно буквально воскресал из пепла. При повреждении основного аппарата зажигался дублер или разворачивался манипуляторный пункт.
25 июня 1942 года противник вышел к Инкерманским высотам. В это время Севастополь готовился встретить прибывающую на лидере "Ташкент" и эсминцах "Бдительный" и "Безупречный", сторожевом кораблей "Шквал" и трех тральщиках 142-ю морскую стрелковую бригаду – последнее крупное пополнение. Необходимо было срочно восстановить Инкерманский створ маяков: не только пробиться через лежащий в руинах и охваченный огнем Севастополь, но, выйдя к линии фронта, на виду у противника развернуть прожекторные огни в строго определенных точках и включить их ночью для кораблей. Задание было выполнено манипуляторной группой во главе с лейтенантом И. Бараховским. При этом погибли два моряка. Лидер "Ташкент" вывез из Севастополя две тысячи раненых и эвакуированных жителей, восемьдесят пять кусков полотна знаменитой Панорамы "Оборона Севастополя 1854–1855 гг."
Во время Великой Отечественной войны средствам навигационного оборудования фашисты нанесли значительный ущерб. Большое количество маяков, огней, специальных сооружений было уничтожено или подверглось значительному разрушению. 68% маяков нуждались в восстановлении, из них 28 (61,4%) – требовали капитальных затрат сил и средств. Эти маяки были превращены в руины.
5 ноября 1944 года в Севастополь вернулись корабли эскадры Черноморского флота. На подходе к Севастополю их встретили Инкерманские маяки. В первое время на месте разрушенных зажигались прожекторные огни. Но уже в 1946 году строители восстановили новую башню, жилой дом и здания служб на Заднем Инкерманском маяке. Полностью Инкерманские маяки были восстановлены в 1949 году.
В 1947 году произошла перестройка системы навигационного оборудования от временной системы военного времени к штатной системе.
В конце 1949 года было принято Постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по коренному улучшению навигационного оборудования для обеспечения мореплавания на морях Союза ССР".
Созданы специальные строительные организации, выделены необходимые средства и материалы. Совершенствовалась маячная техника, улучшались условия работы и быта маячных специалистов.
Введены в эксплуатацию ремонтно-восстановительные базы по подготовке к постановке буев и вех в Ильичевске, Севастополе, Керчи. Большинство маяков и огней обеспечивались дублированием аппаратуры, установкой дизель-электрических и ветровых агрегатов.
Получила развитие система радионавигационных станций и новейших радиомаяков, обеспечивающих точное кораблевождение в дальней и прибрежной зонах плавания. Совершенствовалась организация маячной службы. В 1992 году созданы отделения маячной службы в районах и участках, а затем и в отделе гидрографической службы Черноморского флота.
К концу 80-х годов на Черном и Азовском морях функционировала стройная система навигационного оборудования, которая надежно обеспечивала безопасное мореплавание кораблей флота и судов гражданских ведомств.
Распад Советского Союза привел к значительному ухудшению состояния системы навигационного оборудования. С 1991 года фактически прекратилось финансирование капитального строительства и ремонта объектов маячной службы. В этих трудных условиях работники отделений маячной службы, маяков, групп СНО, ремонтно-восстановительных баз, лоцмейстерских судов и катеров напряженно трудятся и принимают все меры по обеспечению бесперебойного действия всех средств навигационного оборудования. Особенно следует отметить добросовестную службу и работу капитана 2 ранга С. Макарова, капитана 3 ранга Е. Мажурина, старшего лейтенанта И. Зубкова, инженеров В. Гербера, В. Мартинято, Н. Василюка, В. Разинкина, Н. Мельниковой, И. Демченко, Л. Винцевича, В. Гвозденко, В. Жарского, маячников Ю. Тюрина, А. Кухаренко, Р. Перепечко, А. Шуневича, Б. Сорокатого, А. Нараевского и многих других. Самоотверженный труд работников маячной службы помогает успешно решать важную государственную задачу – обеспечение безопасности мореплавания на Черном и Азовском морях.