Мыс Чауда, чье название носит установленный на нем маяк, является восточным входным мысом Феодосийского залива. Он невысокий, плоский, обрывистый, окружен нешироким каменным рифом.
Решение об установке на мысе светового маяка было принято в 1862 году после того, как на рифах у его побережья в ночное время при ненастной погоде один за другим разбилось несколько судов. Катастрофы случались здесь и ранее, но эти были связаны с большими человеческими жертвами, поэтому привлекли к себе всеобщее внимание.
Особенно трагической была гибель российского парохода “Орест”. В ночь с 3 на 4 декабря при сильном северо-восточном ветре с морозом 16° и густыми испарениями моря он сел вблизи мыса на мель. Команде и пассажирам удалось выбраться на берег, но это не спасло их: 30 человек вскоре умерло от мороза, остальные очень сильно пострадали.
Комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, пришла к заключению, что и эта, и другие катастрофы, случавшиеся в этом месте в предшествующие годы, произошли из-за отсутствия на мысе маяка. В следственном заключении было сказано: «Если бы на мысе Чауда был... сооружен маяк 1-го разряда, возвышающийся на 100 футов от поверхности моря, то его огонь предохранил бы от крушения транспорт “Абин” и пароход “Орест”, несмотря на неблагоприятные атмосферные условия» [122].
Дирекция маяков Черного и Азовского морей в спешном порядке разработала проект маяка и представила его в Морской технический комитет, где он был одобрен. Однако средств в казне на этот маяк не оказалось, и строительство его “временно” отложили. Его построили лишь спустя 20 с лишним лет после описанных событий — 18 августа 1888 года он начал регулярное освещение.
Гидрографический департамент в Лоцманских заметках за 1888 год сообщил, что маяк предназначен “...для предупреждения несчастных случаев с судами, идущими в Керченский пролив, и облегчит судам подход к Феодосии. Белое маячное здание, состоящее из одноэтажного жилого дома и присоединенной к ней в середине четырехгранной башни, возведено из бутового камня с наружной облицовкой керченским гурьевским штучным камнем. Высота башни от основания 37 футов, высота огня от уровня моря — 121 фут. Огонь постоянный белый с проблесками белыми и красными попеременно через одну минуту. Математический горизонт огня 12,6 мили”.
В “Лоции Черного и Азовского морей” 1892 года издания отмечалось, что огонь маяка очень ярок, благодаря применению лампы из 6 концентрических светилен, и в ясную погоду может быть виден даже на расстоянии до 20 миль.
На маяке с первых дней открытия велись метеонаблюдения, данные которых по телефону ежедневно сообщались в Феодосию.
30 декабря 1909 года газета “Одесский листок” писала: “Плавание по крымско-кавказской линии сопряжено с большой опасностью ввиду отсутствия звуковых сигналов. С наступлением зимы, когда господствуют сильные северо-восточные ветры со значительными морозами, вызывающими испарения и туманы, с сильными снежными метелями, скрывающими свет маяков, уголок, примыкающий к Керченскому проливу, является для моряков одним из наиболее опасных... Крайне необходимо установить звуковые сигналы на Кыз-Аульском, Чаудинском маяках и вблизи Феодосии”.
Главное гидрографическое управление распорядилось провести на подходе к Феодосии специальные исследования для выбора места установки сирен. Они показали, что лучшим местом для сирены является мыс Святого Ильи. Устанавливать дополнительно сирену на мысе Чауда сочли нецелесообразным. Сирену на выбранном месте ввели в действие в 1910 году.
Упорные бои в годы Великой Отечественной войны за Крым и Северный Кавказ нанесли тяжелые раны маяку, но в целом здание сохранилось. В 1956 году его реконструировали. В настоящее время маяк, снабженный современным электрическим светооптическим аппаратом, светит белым длительнопроблесковым огнем, обеспечивая дальность видимости до 17 миль.