Лототип виртуального музея маяков мира

МУДЬЮГСКИЕ СТВОРНЫЕ БАШНИ

 Кроме маяка, на Мудьюгском острове установлен створ светящих башен, ведущих по первому колену Двинского фарватера. История их такова.

Двинский фарватер узок, извилист и изобилует песчаными отмелями. Поэтому с самого открытия Архангельского порта для заграничной торговли в 1584 году суда при входе в устье реки “шли, так сказать, ощупью к городу, становясь часто на мель. Даже и под проводкой лоцмана безопасность пути гарантировалась слабо”, — писал С. Огородников в “Истории Архангельского порта” [21].
В 1704 году вице-адмирал К. И. Крюйс представил в Адмиралтейский приказ свое мнение относительно ограждения Двинского фарватера и, в частности, об установке на берегу “баков” — небольших домов, в которых поддерживался бы огонь. Эта работа была выполнена местными лоцманами.
В 1729 году Адмиралтейств-коллегия, “проявляя первые заботы об обеспечении безопасности плавания в Белом море”, решила выстроить у входа в Архангельский порт две башни и приказала “...в Архангельскую губернскую канцелярию послать указ, велеть о строении при архангельском порте на Мудьюгском острове, ради знания приходящих к тому порту, каменных башен в пристойных местах” [22].
Указ этот, однако, был приведен в исполнение только в 1818 году. Историки маячного дела в России считают, что такая большая задержка была связана с тем, что в те времена в Архангельске трудно было найти подрядчиков для постройки такого рода сооружений.
В 1818 году на западном берегу острова установили вместо башен два створных деревянных знака. Они указывали границу мелководья, к которому не должны были приближаться суда, и представляли собой столбы, укрепленные подпорами с шарами наверху. Передний знак имел два шара, а задний — дальний от берега — один.
После постройки в 1838 году Мудьюгского маяка мель оказалась огражденной его светом, и створ перенесли южнее и установили так, что он показывал направление фарватера, ведущего в устье Северной Двины. Старые обветшавшие знаки заменили небольшими деревянными башенками.
Во время Крымской войны, в июне 1854 года, башенки эти “по важным обстоятельствам” были уничтожены (видимо, чтобы лишить английские корабли, рвущиеся к Архангельску, возможности использовать их).
Летом 1858 года на месте разрушенных башенок возвели новые створные знаки. Ближайший к морю (северный) имел вид трехсторонней башни в виде усеченной пирамиды высотой от основания 12,6 м. Задний (южный) знак представлял собой мачту на деревянных подпорах со стеньгой, к которой были прикреплены три черных шара. Знаки стояли в расстоянии 547 м друг от друга.
Надо сказать, что Гидрографический департамент настаивал на постройке светящих знаков, однако с ним не согласились ни командир Архангельского порта, ни Морское министерство из-за дороговизны постройки.
Правота Гидрографического департамента подтвердилась очень скоро. Суда, не успевавшие в зимнее время засветло проскочить Березовый бар, становились на якорь. Ночью температура резко падала, образовывался лед, который сдавливал корпуса, и они часто не выдерживали. Только в 1869 году погибло 4 судна. При наличии створных огней такого бы не случилось.
Уже в 1871 году командир Архангельского порта капитан 2 ранга Ухтомский, ссылаясь на частые кораблекрушения у Мудьюгского острова и требования русских и иностранных судовладельцев осветить фарватер, добился разрешения управляющего Морским министерством осветить башни, т. е. поставить на них фонари с осветительными аппаратами.
1 августа 1874 года створ светящих башен начал действовать. По этому поводу Гидрографический департамент опубликовал в Лоцманских заметках за 1874 год следующее извещение: “...B Белом море, при входе в реку Северная Двина, вместо существовавших на острове Мудьюгском створных знаков, построены на том же месте новые освещаемые створные знаки. Огонь южного знака постоянный белый, освещающий угол в 154° от NW 35° чрез W и S до SO 9°, находится на возвышении 56 футов от основания и 66 футов над уровнем моря; математический горизонт 9,3 мили. Осветительный аппарат преломляющий 4-го разряда с тремя петролейными лампами. Башня деревянная, четырехсторонняя усеченная пирамида черного цвета и 51 фут высотою, на вершине ее установлен фонарь. Она стоит на песчаном бугре близ южной оконечности острова в 6 саженях от берега и в 200 саженях от поста пограничной стражи...
Огонь северного знака постоянный красный, освещающий фарватер Березового бара от NW 35° до NW 47°, находится на возвышении 13 футов от основания и 21 фут над уровнем моря; математический горизонт 5,2 мили. Осветительный аппарат преломляющий. Башня деревянная усеченная пирамида с треугольной крышей белого цвета, в стороне ее, обращенной к бару, имеется окно, в котором установлен осветительный аппарат. Башня эта находится от южной башни на NW 40°45'в 200 саженях”.
Чтобы створ лучше был виден днем и не закрывался бы рангоутом судов, становившихся на якорь, командир Архангельского порта распорядился на линии створа южнее задней башни поставить высокую мачту с тремя черными шарами.
В 1896 году в связи с изменением направления фарватера на Березовом баре северная башня была подвинута к востоку на 3,8 м.
Когда башни еще не были светящими, за ними присматривали стражники погранзаставы, располагавшейся невдалеке. С возведением светящих башен пришлось для обслуживания их нанимать специальную команду из 5 человек. Поручить эти обязанности маячникам основного маяка было невозможно: Мудьюгский маяк располагался в 7 км от башен, в холодные осенние ночи ходить на такое расстояние на вахту было трудно и опасно. Для личного состава были выстроены два жилых флигеля и складские помещения.
На берегу моря в районе башен установили футшток, нулевая отметка которого была согласована с футштоком у маяка.
В 1901 году во время сильнейших штормов юго-восточная башня оказалась подмытой подъемом воды и разрушилась. В течение четырех лет на ее месте действовала временная дощатая пирамида с топовым фонарем с керосиновой лампой.
Новую капитальную башню выстроили в 1905 году. На ней установили прежний фонарь с осветительным аппаратом. Берег в районе башни укрепили каменной наброской из крупного булыжного камня.
С началом Первой мировой войны, чтобы ввести противника в заблуждение, Совет обороны Архангельска решил башни передвинуть, создав ложный створ. Однако желаемой цели достичь не удалось, и башни сожгли, чтобы противник не мог воспользоваться ими, а для обеспечения прохода наших кораблей в 1915 году были построены временные створные знаки. В 1916—1917 годах, когда угроза нападения противника на Архангельск миновала, на месте разрушенных башен возвели новые.
В сентябре 1919 года из тюрьмы, расположенной на острове, бежало 63 арестанта. Они устремились на юг, намереваясь покинуть остров, перебравшись на карбасах на материк. У маячных башен завязалась перестрелка, в которой приняли участие, наряду с тюремной охраной, и маячники, защищавшие свои кладовые. В перестрелке было убито 11 нападавших, остальные разбежались.
Маячникам в эти годы приходилось бороться не только со всякого рода разбойниками, которых было немало на острове, но и с голодом. Провизию на остров не доставляли и приходилось питаться только давно уже негодной и приготовленной к уничтожению солониной. Как сообщал смотритель в Соломбалу, “ее можно есть, если хорошо почистить и долго-долго варить (запах уменьшается)”.
Несмотря на трудности, маячники продолжали помогать морякам, попавшим в беду. В том же 1919 году у острова в районе башен затонуло гидрографическое судно “Тар” и оказались затертыми льдами пароходы “Керет” и “Голландия”. Все люди с них были спасены с участием маячников.
В 1922 году усилиями Убекосевера для служащих маяка были выстроены новый дом, баня, кладовая и хлев для скота. Жизнь на острове наладилась и вошла в нормальный ритм.
В советское время маячные башни были еще раз перестроены. В настоящее время на месте передней башни створа установлен красный щит в виде трапеции с белой вертикальной полосой, укрепленный на ажурном четырехгранном металлическом знаке высотой 8 м. На нем установлен осветительный аппарат, светящий красным постоянным огнем. На месте задней башни на таком же знаке возведен белый прямоугольный щит с красной вертикальной полосой. Осветительный аппарат этого знака светит белым и красным постоянными огнями. Дальность видимости белого огня 16 миль, а красного — 11. Красный сектор заднего знака указывает якорное место, створ ведет по первому колену фарватера. При створных знаках имеются радиолокационные пассивные отражатели и радиолокационный маяк-ответчик.

Маяки упоминаемые в материале: